%NL%Источник:
http://en.wikipedia.org/wiki/MUD
Перевел: Dr.Lance, 16-22.11.2009 г., 01.12.2009 г.%ENDNL%
Что такое MUD
В области сетевых игр
MUD [МПМ] (multi-user dungeon [многопользовательский мир]), произносится "мад", -- это многопользовательский виртуальный мир в реальном времени, полностью описываемый текстом. В нем смешаны элементы:
- ролевых игр;
- игр по принципу "руби и режь" ("hack and slash"), в которых игровой процесс состоит в основном из однообразных боёв;
- игр по принципу "интерактивной литературы" (interactive fiction), в которых игроки используют текстовые команды для контроля над персонажем и влияния на окружающую среду и реакцию на свои действия также получают в текстовом виде;
- обмена текстовыми сообщениями между игроками в реальном времени (чат).
Игроки могут читать описания различных мест, объектов, других игроков, компьютерных персонажей и событий, происходящих в виртуальном мире. Игроки взаимодействуют друг с другом и миром с помощью текстовых команд, близких к обычному языку, на котором мы ежедневно общаемся в реальной жизни.
Традиционно большинство мадов реализуют фэнтезийный мир, населенный вымышленными расами и монстрами, в котором игроки могут выбрать для своего персонажа один из множества классов (профессий), каждый из которых имеет свои особые умения и силы. Целями такой игры являются:
- истребление монстров;
- исследование мира;
- выполнение заданий за награду (квестов);
- поиск приключений;
- создание интересных историй с помощью отыгрывания роли;
- и продвижение уровня созданного персонажа.
Игровой процесс многих мадов организуется по правилам серии настольных игр D&D (Dungeons & Dragons), основанным на броске игральных костей (кубиков).
Хотя фэнтэзийное окружение в мадах очень распространено, существует множество мадов, мироздание которых научно-фантастическое или основано на мирах, описанных в популярных книгах, фильмах, мультфильмах, существуют мады по известным историческим событиям и так далее. Не все мады являются играми; некоторые, их чаще обозначают аббревиатурой "MOO" (
MUD, object oriented - объектно-ориентированный мад), используются для дистанционного обучения или для проведения виртуальных собраний. Мады вызывают интерес ученых, специализирующихся в различных областях науки: системы связи, социология, юриспруденция, экономика виртуальных миров.
Большинство мадов запущены любителями и бесплатны для игроков; некоторые принимают денежные пожертвования или продают игрокам различные, ценные в виртуальном мире, вещи. Есть и такие, кто взимает с игроков ежемесячную плату. Входить в мады можно с помощью стандартного telnet-клиента или специализированных клиентов для игры в мады, которые спроектированы так, чтобы облегчить жизнь пользователям. Сами игры можно найти в списках на множестве веб-порталов, например "The
MUD Connector" (
http://www.mudconnect.com).
Считается, что современные игры типа "World of Warcraft" и социальные виртуальные миры, такие как "Second Life" произошли от первых мадов. Первоначально графические виртуальные миры назывались графическими мадами, из которых самым известным был "Everquest", но, примерно в районе 2000 года, стандартным названием таких игр стала аббревиатура "MMORPG" (massively multiplayer online role-playing game - сетевые ролевые игры с очень большим количеством игроков). MMORPG "RuneScape" начиналась как обычный текстовый мад, в который позже добавили графику. Многие старые мады действуют до сих пор, а большинство из влиятельных разработчиков MMORPG, такие, например, как Raph Koster (Раф Костер), Brad
McQuaid (Брэд Маккуэйд), Mark Jacobs (Марк Якобс), Brian Green (Брайен Грин) и J. Todd Coleman (Тодд Коулмен), начинали в качестве разработчиков мадов и/или игроков в мады.
(Этих первых абзацев достаточно для тех, кто спешит или не любит много читать. Далее пойдут подробности. - Прим.пер.)
СОДЕРЖАНИЕ
1. История появления
2. Распространение
2.1. TinyMUD
2.2. LPMUD
2.3. DikuMUD
2.4. Simutronics
3. Графические мады
4. Игровой процесс
4.1. Мады по принципу "руби и режь" ("hack and slash")
4.2. Мады по принципу "игрок против игрока" (PvP, PK и т.п.)
4.3. Ролевые мады
4.4. Мады по принципу чата (Talkers)
5. Психология и стили игры
6. Сопутствующие темы
7. Ссылки на статьи
8. Ссылки на сайты
История появления
В 1975 году программист и спелеолог-любитель Will Crowther [Уилл Кроутер] создал на компьютере "PDP-10" фирмы "DEC" текстовую игру с названием "Colossal Cave Adventure" ["Приключение в огромной пещере"], известную также под названиями "ADVENT", "Colossal Cave", "Adventure". Эта игра стала родоначальником игрового жанра "adventure" [игра-приключение]. В таких играх игрок принимает на себя роль героя некой интерактивной истории, сюжет которой продвигается по мере исследования окружающего мира и разгадывания загадок, которые игра ставит перед героем.
В 1976 году игра была значительно расширена Доном Вудсом [Don Woods]. "Adventure" содержит множество черт, характерных для серии игр "D&D", а также множество ссылок на эту серию, в том числе личность ведущего игры ["dungeon master" (DM) или "game master" (GM)], в качестве которого в данном случае выступает компьютерная программа.
Летом 1977 года группа студентов MIT [Массачусетский технологический институт], вдохновленная игрой "Adventure", написала на компьютере "PDP-10" игру с названием "Zork" и эта игра мгновенно распространилась в сети "ARPAnet", предшественнице современного интернета. В 1978 году программист, работавший в фирме "DEC", портировал игру "Zork" на язык программирования "фортран" [Fortran] и дал ей более осмысленное название -- "Dungeon" [темница, склеп].
В 1978 году студент университета Эссекса (Великобритания) Рой Трабшоу начал работу над созданием многопользовательской игры-приключения на языке ассемблера "MACRO-10" компьютера "PDP-10" фирмы "DEC". Создаваемую игру он, в честь вышеупомянутой игры "Dungeon", в которую он много и с удовольствием играл, назвал "MUD" [multi-user Dungeon], то есть многопользовательская "Dungeon". В 1980 году Рой Трабшоу перевел программный код игры на язык программирования BCPL (предшественник "Си") и передал разработку своему приятелю Ричарду Бартлу [Richard Bartle], тоже студенту университета Эссекса.
Игра "MUD", более известная как "Essex
MUD" (позже ее назвали "MUD1"), функционировала в сети университета Эссекса до конца 1987 года. Цель игры состояла в наборе игроком определенного количества очков, позволяющего ему получить звание "волшебника", которое давало персонажу игрока бессмертие и определенную власть над смертными. Известность игры значительно расширилась, когда администраторы ввели в действие учетную запись гостя, которая позволяла пользователям "JANET" (британская академическая компьютерная сеть) присоединяться к игре с 2 ночи до 8 утра в будни и круглосуточно на выходных. "MUD1" был официально закрыт в 1987 году под давлением компании "CompuServe", которой Ричард Бартл передал права на игру. После этого в сети университета Эссекса остался только "MIST" -- мад, созданный на основе "MUD1", с похожим игровым процессом. "MIST" стал одним из первых мадов, добившихся широкой популярности. "MIST" функционировал до начала 1991 года, когда компьютер "PDP-10", на котором этот мад был установлен, списали.
На рождественских каникулах в 1985 году Нил Ньюэлл [Neil Newell], фанат "MUD1", не выдержав разлуки с любимой игрой ("MUD1" был отключен на праздники), взялся за создание собственного мада, который он назвал "SHADES". Начавшись как хобби, "SHADES" стал доступен в Великобритании как коммерческий мад через интерактивную телевизионную сеть "Prestel" компании "British Telecom" и информационного провайдера "Micronet", действующего через "Prestel". Скандал вокруг "SHADES" привел к закрытию информационного провайдера "Micronet" -- эти события описаны в книге Индры Синхи [Indra Sinha] "Киберцыгане" ["The Cybergypsies"].
В 1985 году Пип Кордри [Pip Cordrey] собрал на своей BBS команду для создания клона "MUD1", который можно будет запускать на домашнем компьютере. Мад, базирующийся на произведениях Дж.Р.Р.Толкина, получил жизнь в 1986 году и был назван "MirrorWorld" ["Зеркальный мир"].
Также в 1985 году свет увидело творение под названием "Gods" ["Боги"] Бена Лори [Ben Laurie], тоже клон "MUD1", где в конце игры пользователям давалась возможность редактировать виртуальный мир из игры. "Gods" стал коммерческим мадом в 1988 году.
В том же 1985 году в компьютерной сети "CompuNet" был запущен проект под названием "Multi-User Galaxy Game" ["Многопользовательская галактика"]. Эта игра явилась научно-фантастической альтернативой "MUD1", который уже функционировал в этой сети. Когда один из двух программистов ушел из "CompuNet", оставшийся программист, Алан Лентон [Alan Lenton], решил переписать игру с нуля и дал полученному название "Federation II" (таким образом, игры с названием "Federation I" не существовало). Этот мад официально был запущен в 1989 году.
В 1978 году, примерно в то же самое время, когда Рой Трабшоу трудился над "MUD", Алан Клец [Alan E. Klietz] написал игру, которую назвал "Milieu" [обстановка, окружение]. Писал он ее на языке программирования "Multi-Pascal" (разновидность языка программирования "Pascal-S" с поддержкой многозадачности) на суперкомпьютере "CDC Cyber" серии 6600, который находился в ведении организации "Minnesota Educational Computing Consortium" (эта организация занималась предоставлением для учебных целей ученикам школ Миннесоты компьютерного времени). В 1983 году Клец портировал "Milieu" на компьютер "IBM XT", дав игре новое название -- "Scepter of Goth" ["Скипетр готов"]. В "Скипетр" одновременно могло играть от 10 до 16 игроков, которые обычно подсоединялись к игре по модему. Это был один из первых коммерческих мадов, лицензии на него были проданы многим. Сначала "Скипетр" принадлежал компании "GamBit" (из г.Миннеаполис в штате Миннесота), которая его и эксплуатировала. Компания была создана Бобом Алберти [Bob Alberti]. Позже активы "GamBit" были проданы компании "InterPlay" (из г.Фэйрфакса в штате Вирджиния), которая, в конечном счете, обанкротилась.
В 1984 году Марк Питерсон [Mark Peterson] написал игру "The Realm of Angmar" ["Королевство Ангмар"], которая изначально являлась клоном "Scepter of Goth". В 1994 году Питерсон переписал "The Realm of Angmar", адаптировав ее под MS-DOS (в то время -- основа многих BBS) и придав ей новое название -- "Swords of Chaos" ["Мечи хаоса"]. В течение нескольких лет эта игра была очень популярной разновидностью мада, установленной на множестве BBS, вплоть до широкого распространения интернета, который вытеснил большинство BBS.
В том же 1984 году Марк Якобс [Mark Jacobs] создал и ввел в действие коммерческий игровой сайт "Gamers World" ["Мир игроков"]. Сайт представил две игры, созданные Якобсом: 1) мад с названием "Aradath", который позже был переименован, улучшен и переведен на "GEnie" (сетевой сервис, созданный компанией "General Electric" и действовавший с 1985 года до конца 1999 года), его новым названием стало "Dragon's Gate" ["Врата Дракона"]; 2) научно-фантастическая игра типа "4X" (жанр стратегических видеоигр, в которых игрок управляет своей империей с помощью четырех принципов: "eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate" -- исследование окружающего мира, расширение территории империи, разработка ресурсов, уничтожение врагов) с названием "Galaxy" ["Галактика"], которая также была переведена на "GEnie". На пике популярности сайт имел около ста подписчиков в месяц и на "Aradath", и на "Galaxy". "GEnie" начал терять свою популярность с появлением сервисов "AOL", хотя "Dragon's Gate" позже (летом 1996 года) была перенесена в сервисы "America Online", пока не обзавелась собственным сервером. Игра "Dragon's Gate" была закрыта 10 февраля 2007 года.
Летом 1980 года в Университете Вирджинии сокурсники Джон Тейлор [John Taylor] и Келтон Флинн [Dr. Kelton Flinn] написали игру "Dungeons of Kesmai" для шести игроков по мотивам серии игр "D&D". Игра "Dungeons of Kesmai" имела ASCII-графику, как в играх типа игры "Rogue" 1980 года (игры типа "Rogue" -- "roguelike" или "рогалик" на сленге русскоязычных любителей таких игр). В 1982 году они создали компанию "Kesmai", а в 1985 году улучшенная версия "Dungeons of Kesmai", названная "Island of Kesmai", была запущена на сетевом сервисе "CompuServe". Позже, в 1996 году, двумерный графический отпрыск "Island of Kesmai" с названием "Legends of Kesmai" был запущен в качестве одного из сетевых сервисов "AOL". Коммерческую эксплуатацию этих игр закрыли в 2000 году.
Популярность мадов, первый из которых появился в университете Эссекса (Великобритания), сильно выросла в США в конце восьмидесятых, когда появились сравнительно недорогие персональные компьютеры с модемами со скоростью передачи данных от 300 до 2400 бит/c, которые позволили игрокам в ролевые игры подключаться к многолинейным BBS и к сетям поставщиков сетевых сервисов, таким как "CompuServe". В те времена аббревиатуру "MUD" иногда шутливо расшифровывали как "Multi Undergraduate Destroyer" [большой уничтожитель студентов], желая подчеркнуть огромную популярность мадов среди студентов и то, что игра в мады отнимала у них большую часть времени, отпущенного на учебу.
...продолжение следует...
Замечания к статье можно высказать в
специальной теме форума.